Ответ Беларуси на санкции Евросоюза. Что он значит

И без того хрупкие отношения Минска с Брюсселем оказались на грани окончательного разрыва.

Беларусь в ответ на новые экономические санкции ЕС приостанавила участие в инициативе Европейского Союза Восточное партнерство. Также Минск отзывает своего представителя в ЕС и предлагает покинуть Беларусь представителю Евросоюза. В Брюсселе заявили о нарастающей напряженности и изоляции Беларуси

Читайте также: В Госдепе пригрозили РФ новыми санкциями

Пространство для диалога между Беларусью и Западом сужается до критических пределов. В понедельник Минск объявил о ряде шагов, ставших реакцией на новые санкции Евросоюза.

Министерство иностранных дел Беларуси 28 июня сообщило, что отказалось от участия в Восточном партнерстве и отозвало своего представителя при Евросоюзе.

Кроме того, постоянного представителя ЕС в Беларуси Дирка Шубеля вызвали в МИД республики, чтобы заявить «об абсолютной неприемлемости применения санкций как инструмента давления на суверенное и независимое государство».

Читайте также: Польские СМИ: От ПАСЕ требуют рассмотреть вопрос санкций против Виктора Медведчука

Шубелю предложили выехать в Брюссель для консультаций, «чтобы довести руководству ЕС позицию белорусской стороны о неприемлемости давления и санкций».

«Дипломату доведена информация о конкретных шагах в рамках вынужденного реагирования на действия, угрожающие национальной безопасности Беларуси и наносящие прямой ущерб ее экономике и гражданам», — сказано в зявлении внешнеполитического ведомства.

Также Минск решил запретить въезд всем представителям евроструктур и стран ЕС, которые содействовали введению санкций. В ведомстве добавили, что белорусская сторона продолжает выработку иных мер реагирования, в том числе экономического характера.

Евросоюз ввел новые экономические санкции против режима Александра Лукашенко в Беларуси 24 июня. Брюссель запретил импортировать из этой страны нефтепродукты и калийные удобрения. Также резидентам ЕС запрещено продавать, поставлять либо передавать продукцию, предназначенную для производства табачных изделий.

Евросоюз ввел ограничения и на доступ к своим рынкам капитала. Также запрещено предоставлять белорусским правительству и государственным учреждениям и организациям услуги страхования. Европейский инвестиционный банк прекратит любое финансирование проектов в государственном секторе Беларуси.

На этом фоне Минск напомнил, что намерен завершить интеграцию с Россией. Отметим, что после инцидента с самолетом Ryanair Лукашенко неоднократно говорил, что западные санкции толкают Беларусь на сближение с Москвой.

Читайте также: ЕС продлил экономические санкции против России

Белорусский посол в России Владимир Семашко 28 июня сообщил, что Беларусь хочет завершить план по экономической интеграции с РФ к 1 января 2022 года.

Планируется создание общих рынков энергоресурсов и транспорта, унификация налогового и таможенного законодательства, а также переход к единой промышленной и сельскохозяйственной политике.

«Многое уже сделано в социальном плане, экономике, обороне и так далее. Мы сегодня реально подошли к тому, что нам надо укреплять экономическую базу Союза России и Беларуси», — отметил Семашко.

Он также напомнил, что стороны заканчивают работу над 28 интеграционными картами. 

Читайте также: Беларусь приостановила Восточное партнерство

Что ответили в Евросоюзе

Восточное партнерство — это инициатива европейских властей, направленная на укрепление отношений с шестью восточными соседями ЕС: Украиной, Грузией, Молдовой, Азербайджаном, Арменией и Беларусью.

В рамках этой инициативы страны участвовали в разных многосторонних проектах Евросоюза, получали небольшую помощь и могли участвовать в саммитах с главами МИД стран-членов ЕС. 

Председатель Евросовета Шарль Мишель заявил, что своим решением Минск сделал еще один шаг назад. Он посоветовал Лукашенко поставить на первое место будущее Беларуси.

«Это приведет к дальнейшему росту напряженности и окажет негативное воздействие на белорусский народ за счет лишения его возможностей, которые дает наше сотрудничество», — написал он на своей странице в Twitter.

Он также заявил, что народ Беларуси может рассчитывать на Евросоюз.

«Мы солидарны с вами и поддерживаем вас. Мы напоминаем о вашем праве выбирать себе президента путем новых, свободных и честных выборов», — отметил Мишель.

Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Набила Массрали отметила, что Восточное партнерство направлено на углубление и укрепление отношений между ЕС, его государствами-членами и странами-партнерами с общей целью — принести конкретные выгоды гражданам этих стран.

«[А решение Минска послужит лишь] дальнейшей изоляции Беларуси и является еще одной демонстрацией пренебрежительного отношения режима к белорусскому народу, который пользуется преимуществами сотрудничества и различными программами в рамках Восточного партнерства», — подчеркнула Массрали.

Читайте также: СНБО ввел санкции против ряда российских банков

Что касается предложения Шубелю покинуть Беларусь, то Брюссель расценил этот шаг как «еще один шаг к самоизоляции». «Сохранение открытых каналов коммуникации имеет решающее значение во время кризиса. Это всегда было нашим намерением», — резюмировала она.

При этом Литва не признала выход Беларуси из Восточного партнерства, поскольку не считает Лукашенко легитимным президентом.

«Нелегитимные руководители таких решений не принимают. Мы будем призывать к непризнанию любых изменений в международных обязательствах, суверенитете и других перемен, которые вводятся незаконной властью», — заявил министр иностранных дел страны Габриэлюс Ландсбергис.

По его словам, выход из программы Евросоюза продолжает курс Минска на самоизоляцию и в первую очередь наказывает народ Беларуси.

Читайте также: Беларусь не будет принимать самолеты из Украины, – Лукашенко

Что говорят эксперты

Директор Совета по международным отношениям Минский диалог Евгений Прейгерман отмечает, что Восточное партнерство для Беларуси было всегда было важным, чем для других пяти стран.

«У Беларуси с ЕС до сих пор нет базового соглашения, а значит не было двустороннего трека отношений. Поэтому Восточное партнерство было единственной институциональной рамкой, которая позволяла иметь регулярные контакты, легитимно встречаться даже в сложные времена», — цитирует его DW.

Он отмечает, что решение Беларуси плохо скажется на возможности коммуникации с Евросоюзом.

«Сейчас же под сомнение ставится большое количество проектов, в том числе трансграничное сотрудничество между Беларусью и Евросоюзом, что напрямую ощущалось простыми гражданами», — добавляет Прейгерман.

Белорусский политический аналитик Артем Шрайбман также указывает на то, что это решение может отразиться на некоторых оставшихся программах ЕС в Беларуси, хотя большинство из них уже были приостановлены или отменены.

«По сути, политическое сотрудничество с ЕС было на паузе из-за событий в Беларуси — никаких крупных визитов и так не было бы, включая саммиты «Восточного партнерства», — говорит Шрайбман.

По мнению аналитика, это был символический ход Минска, который лишь формализовал реальность.

«Возможно, это будет приятно услышать в Москве, но не более того. Серьезное влияние на Беларусь и белорусов сейчас оказывают более глубокие факторы — политический кризис и бесчисленные пакеты санкций ЕС. На этом фоне выход из Восточного партнерства был бы сенсацией три года назад, но теперь уже не тянет на то, чтобы что-то изменить», — считает он.

При этом Прейгерман отмечает, что формулировка заявления МИД Беларуси звучит так, что оставляет возможность вернуться в Восточное партнерство.

«Но при таких раскладах улучшение отношений — очень дальняя перспектива. Сейчас речь не идет о том, чтобы быстро восстановить тот уровень отношений, что был, тут бы остановить эскалацию отношений», — говорит политолог.